Ещё немного о певчих дроздах
Холодное утро конца июня. Суббота. Небо до горизонта затянуто тяжелыми свинцовыми облаками, гонимыми северным ветром. Вероятно, сегодня опять будет лить противный холодный дождь. Открыл входную дверь, опустил взгляд на пол и остановился в оцепенении.Дрозд, навечно закрыв глаза, лежал около двери на крыльце, полу раскрыв оба крыла¸ словно приготовившись для стремительного полета с вершины ели на землю, хвост был распущен веером и неестественно загнут на спину. Из клюва на пол разлилась какая-то мутная жидкость. По светлой груди с четкими темными пестринами, крупной голове с сединой и другим признакам определил, что это был самец певчего дрозда и, похоже, не молодой.
Я стоял над ним в полной нерешительности и не знал, как адекватно отнестись к такому неприятному событию. Сразу возникло множество вопросов. Почему его настигла смерть именно у моего порога? Как реагировать на данный неприятный факт? Нет ли в этом явлении какой либо мистики? Вся моя жизнь убедила меня в том, что случайностей в нашем бытие не бывает. В моем представлении в нашем едином и целостном мире все причинно-следственно обусловлено. Всякое «случайное» событие представляется случайным лишь потому, что мы не в состоянии выявить ряд событий ему предшествующих. Подбросить его не могли, все-таки высокий забор, далековато до крыльца, да и некому подбрасывать. Соседи несколько дней назад покинули дачи и разъехались по домам в связи с затяжной холодной и дождливой погодой.
Почему дрозд погиб в такое время, когда вокруг достаточно естественных природных кормов? Может, был отравлен каким-то недобропорядочным соседом, ревниво охраняющим свои грядки с клубникой от назойливых соек и дроздов? Вернулся на веранду, надел рабочие перчатки и осмотрел дрозда. На теле внешних повреждений не обнаружил. Тот ли этот дрозд, чудесные песни которого в кроне дубов я записал на видео всего четыре недели назад?
Птица обрела вечный покой под огромной елью в лесу, а я еще несколько дней находился под впечатлением необычной находки.
Мой певчий дрозд, живущий в клетке на веранде, накормленный и ухоженный, по-прежнему с раннего утра выкрикивал свои разнообразные мелодичные коленца, не подозревая, что творится в душе его хозяина.
Вспомнились давние времена начала восьмидесятых годов, полет на планере по 100 км треугольному маршруту в Ленинградской области. Погода особо не баловала восходящими воздушными потоками и я, не учел усилившийся встречный ветер, потерял высоту и немного не дотянул до аэродрома. Доложил по рации о месте своей внеаэродромной посадки и приземлился на краю скошенного поля у населенного пункта Велькота. Вылез из планера, прошелся по всему полю, оценил возможность принятия самолета буксировщика, направление посадки и взлета. Поле было ровным и полностью удовлетворяло всем условиям безопасности, как приема самолета, так и взлета в составе аэропоезда.
С помощью местного жителя, укладывающего подсохшее скошенное сено в небольшие копна, откатили планер назад ближе к лесополосе. Я присел у крыла, опущенного на землю, и стал дожидаться самолета, который мог появиться в любую минуту.
Из шумящей летней листвой лесополосы рождались прерывистые звуковые волны и накрывали медово-пахнущее свежескошенной травой поле разноголосыми мелодиями различных птиц. Особенно выделялись сильные и чистые высвисты певчего дрозда. Он сидел на вершине ближайшего дерева и его покачивающийся на сухой ветке темный силуэт отлично просматривался на фоне белого облака.
Прошло несколько десятков лет с той поры, а я живо помню те красивые свисты и отчетливую дикцию, которую трудно сейчас описать словами. Каждое колено дрозд повторял дважды, а то и трижды, наиболее сложные свистовые переборы произносил до четырех раз подряд. Самым существенным для меня в то время было осознание того, что какой либо вокальной последовательности, как, например, у соловья, не наблюдалось. Каждый выкрик – это новая талантливо исполненная импровизация. Мне показалось, что выкрикивая какое-либо уже знакомое для меня колено, дрозд менял либо тональность, либо громкость, но при этом испытывал явное наслаждение от своей песни, у которой не было ни начала, ни конца. С тех пор певчие дрозды стали одними из моих любимейших в вокальном исполнении птиц наряду с соловьями и славками черноголовками.
Первого своего певчего дрозда я поймал в конце восьмидесятых. Долго ходил по окрестным лесным опушкам в поисках выдающегося солиста. Дроздов прилетело много, плотность их расселения по территории, прилегающей к аэропорту Шереметьево, оказалась достаточно высокая. Выбрать певца по душе было нелегко, то классического «спиридона» в репертуаре не было, то какие-то колена исполнялись, на мой взгляд, слишком скрипуче.
Хорошего певца я нашел к середине апреля на самом краю старого смешанного леса, с развитым подростом из орешника и молодых невысоких елок недалеко от здания таможни. В лесу под деревьями лежало еще много снега, но полоска леса около поля была почти сухой. Большие рыжие муравьи торопливо собирали какие-то палочки, семена луговых трав и несли свой груз под старую ель.
Хорошо в пахнущем хвоей лесу! Голубое небо. Утреннее солнце освещало вершины деревьев, проснувшихся от зимней спячки. Продолжительность светового дня значительно увеличилась. Начавшееся от корней сокодвижение несколько изменило цвет стволов и веток деревьев. Некоторые кустарники окрасились в красно-коричневые цвета. Весна окончательно вступила в свои права, заряжая положительной энергией все живое.
Сижу в отдалении от поющего дрозда на упавшем от старости стволе березы, наблюдаю за всеми его передвижениями. Часа через полтора без особого труда определил место, куда он чаще всего слетал, чтобы под прошлогодними пожухлыми влажными листьями найти земляного червяка, слизня или какого либо жучка. После того, как предполагаемое место ловли было определено, я расчистил кружок земли диаметром с метр от листьев и веточек, насыпал немного куколок мучных червей и сухой гамарус. Рядом выкопал небольшую ямку, дно и стенки застелил куском пленки, которую предусмотрительно захватил из дома, чтобы постелить на влажное и холодное бревно. Сидеть, наблюдать и ждать. Дело это для птицелова нелегкое, часто приходится выжидать без особого движения часами, наблюдая за нужной птицей. Укрепил дерном края вырытой ямки. Затем из лужи с поля продуктовым пакетом натаскал воды. Получился неплохой водоёмчик, возле которого в дальнейшем, по прилету с мест зимовок, ловил чечевиц, славок, клестов и обыкновенных овсянок.
На следующий день после работы отправился в сторону таможни, к накануне подготовленному месту. Поставил две сети. Одну под 90 градусов к линии края леса, другую вдоль, в глубине. Стоек не потребовалось. Четыре клубка шпагата были переброшены через ветви деревьев и верхние части сетей были подняты на нужную высоту. Нижние петли сети были закреплены удлиненными колышками. Сети хорошо маскировались небольшими елочками. Под маленькой елкой, в центре прямого угла между сетями поставил кассетный магнитофон с записью песни певчего дрозда. Пока устанавливал сети, дрозд пел далеко от меня, но невысоко, в кустах орешника.
Когда включил магнитофон, пение дрозда прекратилось, больше в этот вечер голос он не подавал. Через два часа заметно начало темнеть. Продолжать ловлю в сумерках, да еще далеко от дома, уже не было смысла. Холод начал проникать в тело через куртку, не спасал и теплый свитер. Я направился краем леса к сетям и увидел дрозда, бьющегося в угловом нижнем кармане, почти на земле. Я бросился со всех ног к сети, как на амбразуру вражеского дзота, закрыл руками карман, немного замешкался, определяя, с какой стороны птица залетела в сеть, и только потом схватил истерически орущего дрозда левой рукой, а правой начал выпутывать его ноги. Он или не он? Раздул перья под хвостом и убедился по большой выступающей части клоаки, что это самец. Радость от того, что дрозд сравнительно легко попался, не омрачило даже то обстоятельство, что вся левая ладонь была испачкана жидким пометом.
Быстро запихнул птицу в небольшую матерчатую переноску с деревянным каркасом, застегнул сумку, вымыл руки, собрал сети и почти бегом направился домой. Дома, прежде всего, снова внимательно осмотрел пойманную птицу. Несмотря на все его протесты, крики и попытки клювом уцепиться за палец, связал кончики крыльев и посадил его в клетку ящичного типа размерами 60х30х40 см. Вовнутрь клетки, на песок поставил две специальные глубокие фарфоровые чашки, Одна с водой, другая с мягким кормом и сотней мучных червей. Переднюю часть клетки закрыл белым простынным материалом, чтобы птица меньше беспокоилась.
Утром, приподняв материал, увидел, что дрозд неподвижно сидит на жердочке, злобно смотрит на меня, не мигая, как на «врага народа», но червей в чашке не было. С этого момента я был уверен, что адаптация проходит нормально, дрозд не отказался от корма и через некоторое время, по моему разумению, должен запеть. На третий день развязал ему крылья. Затем, почти две недели ожидания песни. У одного торговца с птичьего рынка втридорога купил замороженные муравьиные яйца и стал по чайной ложке добавлять их к основному корму. Может быть, на его активность оказало влияние пение певчих птиц, которых в то время у меня было не мало? Это - соловьи, зарянка, чижи, щеглы, реполовы, жаворонки и славки. Может быть, хорошим стимулом стало действие муравьиных яиц? Дрозд запел с раннего утра 1 мая. Запел не громко, но выкрикивал именно те колена, за которые я его и выбрал. Через пару дней он пел в полную мощь, рано утром, едва начинало светать. Хорошо, что у меня закрыта балконная дверь, она значительно приглушает все внешние сильные звуки.
Пытался записать словами все то, что проговаривает певчий дрозд, но у меня эта затея провалилась. «Спиридона» как такового не было, но было похожее чистое колено, с ударением на первый слог, очень красиво звучащее. Можно, при желании, приблизительно выделить и «филиппа», и «чай попить», и «вый дем» и т.д.
Скорее – это были чистые верховые звуки, заимствованные у окружающих дрозда птиц, которые он не копировал, как, например, варакушка или болотная камышевка, а воспроизводил в творчески переработанном виде. За эту способность многие любители отдают ему предпочтение даже перед соловьем. Все колена, как правило, повторяются дважды. Каждое колено отделяется от другого продолжительными паузами, что роднит его с восточным соловьем, но некоторые колена, вероятно, особенно им любимые, могут повторяться многократно.
Постепенно у него сложился свой «почин», который четко можно – произнести словом «перепить - перепить – перепить». По этому «почину» я стал определять начало новой песни. Количество различных отчетливых слов в его продолжительной песне очень велико. В более продолжительные паузы певчий дрозд, как бы невзначай, вставлял, так называемые, «побаловки», выполняющие в общем строе песни роли знаков препинания. Сейчас уже не могу вспомнить, но у одного из авторов книг по орнитологии читал, что талантливые дрозды применяют «побаловки» с особым смыслом, ими они расставляют акценты, усиливая то или иное колено, а в целом вся музыкальная композиция приобретает особую целостность, гармонию.
Год за годом певчий дрозд радовал меня своими песнями, пополняя свой репертуар новенькими коленцами, но мне хотелось большего, хотелось, чтобы он был более покладистым, а может быть даже ручным. Все мои усилия в этом направлении не приводили к успеху. Дрозд был слишком строгим, фамильярностей не терпел. Чистка клетки для него была большим стрессовым испытанием. В последний год предпочитал сидеть на нижней жердочке или на песке, тем не менее, пел по утрам, а в теплую солнечную погоду и днем. В общей сложности он прожил не менее трех жизней своих вольных собратьев.
В конце лета, почти семь лет назад, решил отловить парочку наиболее ярких щеглов для зимней выставки певчих и декоративных птиц. Нужных щеглов в тот день не поймал, но зато в сеть влетел великолепный по внешнему виду самец певчего дрозда. Я не стал его выпускать и привез домой. До этого случая, очень редко позволял себе ловить предварительно не прослушанную птицу, как говорят, «кота в мешке».
Дрозд запел в марте следующего года. Репертуар оказался неплохой, включал очень много своеобразных и красивых колен. Песня не относилась к чисто классической, под которой понималось исполнение колен, описанных К.Н.Благосклоновым в книге «Птицы в неволе» и затем на все лады цитируемые разными авторами, в разных литературных изданиях.
Живет до сих пор в клетке на лоджии, переживает самые лютые морозы, а в начале весны начинает петь свои великолепные песни. Переезды на дачу в конце апреля и обратно домой в сентябре переносит спокойно, запевает утром самый первый и заканчивает поздно вечером, когда остальные птицы давно уже замолкли. Мне нравится его почти идеальный внешний вид в течение года, за исключением периодов линек, неутомимое усердие в пении и покладистость характера.
Певчий дрозд непривередлив к еде. Хорошо ест «соловьиную» смесь, муравьиные яйца. Любит мучных червей, зофобасов, земляных червей, сверчков. Хорошо поедает белые ягоды дерена, красную бузину и другие мелкие ягоды, такие как жимолость, иргу, черемуху. Во второй половине июля, августе и сентябре ягоды являются почти основным кормом певчих дроздов и славок черноголовок. Дополняю ягодный рацион десятком мучных червей и небольшой щепоткой муравьиных яиц. Ни за что не откажется от мелконарезанных кусочков сладких фруктов.
Все дрозды любят подолгу плескаться в купалке, порой вымокая насквозь, а затем долго просушивают свои перья, опуская крылья и хвост, постоянно встряхиваясь и поправляя клювом каждое вымытое перышко. При наружном содержании зимой, в сильные морозы необходимо следить за водными процедурами, иначе можно погубить птицу. Еще лучше заменить воду в купалке и в поилке на свежий, пушистый снег.
Мне очень нравятся последние строки широко известной в нашей стране песни о дроздах в исполнении Геннадия Белова (музыка В.Шаинского, слова С.Островского):
Шапки прочь! — В лесу поют дрозды,
Для души поют, а не для славы.
Хорошо и верно сказано, а еще лучше спето! Символично, что песня прозвучала с экранов телевизоров и по радио в 1973 году, в тот год, когда я впервые осознанно обратил внимание на великолепное пение этих замечательных птиц.
Птица, живущая рядом, о которой человек нежно заботится, пусть и в клетке, в благодарность дарит исцеляющие душу, психику и тело мелодии, которые никакими электронными записями не заменишь. Птицы дарят радость, спасают от одиночества и вдохновляют на проявление творчества, в различных направлениях – в искусстве, литературе и науке.
Предлагаю послушать песню песню моего, ныне здравствующего певчего дрозда. Записан сначала на диктофон, а затем вставкой на видео.