Птицы материков, рек, озер, морей и побережий      

Birds
новости | архив новостей
птицы Владимирской области | птицы разных материков

Фотосъёмка живой природы

small logo

Прежде чем приступить к фотографированию живой природы, необходимо подробно ознакомиться с образом жизни предполагаемого объекта съёмки. При этом, чем уникальнее животное или растение, тем больше должен знать о нём фотограф. Совершенно недопустимо, чтобы съёмкой редких экземпляров занимался человек, не имеющий ни малейшего представления о возможных последствиях своих действий. Во многих странах действуют законы об охране окружающей среды, и поэтому там фотографирование некоторых видов животных возможно только при наличии специального разрешения. Но даже если такого разрешения и не требуется, каждый фотограф должен неукоснительно соблюдать правило, согласно которому объект съёмки и среда его обитания неприкосновенны. Если в процессе съёмки фотограф вынужден в той или иной мере изменить естественные условия обитания для объекта съёмки (раздвинуть кусты или ветки, примять траву), то после её окончания необходимо все вернуть к первоначальному виду и таким образом обеспечить безопасность объекта съёмки.

Если фотографии редких животных или растений предполагается опубликовать или представить на выставку, то не следует указывать место съёмки, поскольку всегда найдутся «энтузиасты», которые захотят воочию увидеть редкие экземпляры, чтобы самим сфотографировать их или, еще того хуже, пополнить ими свою коллекцию.

Фотографирование птиц и животных

Одно из условий получения действительно хорошего снимка птиц состоит в том, чтобы расстояние между фотографом и объектом съёмки было предельно малым. Поэтому фотограф вынужден либо сам подойти к птице как можно ближе, либо подманить её к себе. Поскольку птицы очень пугливы, фотографировать их довольно трудно.

Большое скопление птиц можно наблюдать в местах их кормления, на водоёмах или участках гнездования. В такие места фотограф может прийти заранее. Однако в любом случае, когда есть опасность, что присутствие фотографа может нарушить привычный образ жизни птиц, следует пользоваться укрытием.

Укрытие должно полностью скрывать фотографа и не отбрасывать нежелательных теней. Подходы к укрытию должны быть неприметными, само укрытие не должно привлекать внимание, а место съёмки, где оно установлено, после окончания съёмки должно иметь первоначальный вид.

Устанавливать укрытие надо в несколько этапов, постепенно перемещая его к намеченной точке съёмки. Интервалы между очередными перемещениями должны быть достаточно длительными, чтобы птицы могли привыкнуть к каждому новому положению укрытия. Если на каком-то этапе окажется, что птицы встревожены присутствием фотографа, то последнему не остается ничего другого, как вернуться в исходное положение. Если подобное «отступление» не помогает, то съёмку следует отложить.

Следует помнить, что укрытие нельзя ставить на «птичьей тропе». Нельзя также устанавливать укрытие в то время, когда птицы высиживают птенцов (это надо сделать заранее, сразу после окончания кладки яиц). Не следует также забывать о том, что применение длиннофокусного объектива позволяет увеличить расстояние до объекта и тем самым уменьшить вероятность вспугнуть птиц. Кроме того, следует позаботиться о том, чтобы фотозатвор срабатывал как можно тише.

Когда укрытие окончательно установлено, то первое появление птиц следует использовать для анализа их поведения и изучения маршрутов их передвижения, а не для технической подготовки съёмки. При фотографировании птиц, живущих вблизи водоемов и появляющихся у воды только после рассвета, необходимо проникнуть в укрытие затемно. Купающихся птиц или птиц, утоляющих жажду, удобно фотографировать из окна машины, остановив её прямо у водоёма.

Привлечь (подманить) птиц можно манком или чучелом. При умелом использовании эти приемы оказываются очень эффективными. Однако пользоваться ими надо предельно осторожно, особенно в период кормления птенцов.

Необходимость в специальном укрытии часто возникает и при фотографировании животных в естественных для них условиях. Многие животные обладают очень тонким обонянием и легко могут обнаружить присутствие человека по запаху. Поэтому при выборе места съёмки важно учитывать преимущественное направление ветра и ставить укрытие с подветренной стороны.

При фотографировании животных, ведущих ночной образ жизни, обычно приходится использовать вспышку. В таких случаях необходимую фотоаппаратуру лучше установить заранее (желательно в дневные часы).

Укрытия

Чтобы подойти к объекту съёмки как можно ближе и при этом не вспугнуть его, фотограф должен сделать своё присутствие незаметным. Для этого можно воспользоваться простой накидкой с отверстиями для объектива или листом обычной белой бумаги (при съёмках на снегу). Укрытие можно сделать из обыкновенной походной палатки. Укрытие должно быть удобным и компактным, так как фотографу иногда приходится проводить долгие часы в ожидании интересного объекта съёмки или длительное время находиться в пути в поисках такого объекта (сюжета).

Основными элементами укрытия являются жесткий легкий каркас и довольно тёмное непрозрачное покрытие (крыша). Цвет покрытия должен хорошо сочетаться с цветом окружающего фона. Для этой цели более всего подходят коричневые, серые и зелёные тона. Каркас можно сделать из любого материала, например из деревянных реек, соединив их уголками. Крышу целесообразно сделать из водоотталкивающего материала типа полиэтилена, туго натянув его на каркас, но с небольшим уклоном, чтобы на крыше не скапливалась дождевая вода. Для устойчивости укрытие следует укрепить при помощи растяжек.

Любое укрытие должно иметь окна, допускающие достаточно большой обзор через объектив камеры; окна должны быть расположены так, чтобы фотографу было удобно смотреть сквозь них. По периметру укрытие должно иметь несколько отверстий, снабженных чехлами. Из-за ограниченности поля зрения не всегда удобно рассматривать объект через объектив, поэтому имеет смысл на каждой стороне укрытия сделать дополнительное смотровое окно.

Вообще говоря, надо стремиться делать укрытие как можно меньше, чтобы оно было практически незаметным.

Низкое укрытие, предназначенное, например, для того, чтобы прикрыть лодку при съёмках на воде, можно сделать из подручных средств. Переднюю стенку укрытия можно сделать из куска 12-мм фанеры, а каркас (раму) — из металлических трубок. В качестве покрытия можно использовать мешковину, брезент или парусину.

Зоопарки и заповедники

К сожалению, фотограф не всегда имеет возможность наблюдать и фотографировать животных в привычных для них условиях. В таких случаях приходится довольствоваться съёмкой в зоопарке или заповеднике, причём последняя является более предпочтительной, так как условия, в которых животные живут в зоопарках, лишь отдаленно напоминают те, в которых они живут на воле. Во многих заповедниках и парках пространство, где размещаются животные, окружено решёткой, сеткой или специальным барьером. Чтобы в кадр не попали подобные заградительные сооружения или окружающие здания, надо тщательно выбрать точку съёмки. Если же это не удается, то следует снимать с большой диафрагмой, что позволяет ограничить глубину резкости и тем самым сделать фон нерезким и незаметным. Применение телеобъектива помогает, как правило, заполнить весь кадр объектом съёмки.

Животные в неволе обычно кажутся вполне миролюбивыми, однако их поведение часто совершенно непредсказуемо. Поэтому ради собственной безопасности фотограф всегда должен соблюдать правила и инструкции, действующие в заповеднике.

Фотографирование растений

Фотографирование растений - один из наиболее интересных аспектов съёмки живой природы. Дело в том, что в любое время года почти всегда можно найти заслуживающие внимания объекты, многие из которых можно удачно снимать с минимальным дополнительным оборудованием.

Несмотря на то что растения можно считать относительно неподвижными объектами съёмки, тем не менее во многих случаях фотографирование их является совсем не простым делом. Если снимок того или иного растения должен быть предельно достоверным, т. е. иметь научную ценность, то необходимо получить изображение всего растения, а не какой-то его части, что в свою очередь означает съёмку в природных условиях. В подобных ситуациях приходится решать задачи, связанные с расположением камеры и выбором угла освещения и подходящего фона. Так, в случае низкорослых растений фотограф иногда вынужден снимать с очень низкой точки съёмки. Для этого ему необходим миниатюрный штатив или тренога, на которой можно было бы укрепить камеру.

Если съёмка осуществляется в условиях естественного освещения (солнечного света), то не исключено, что фотографу придется ждать, пока солнце не займет нужное положение на небосводе. В тех случаях, когда естественного освещения недостаточно или когда свет падает неудачно (т. е. угол падения солнечных лучей не соответствует требованиям съемки), можно прибегнуть к помощи лампы-вспышки. Однако пользоваться лампой-вспышкой следует аккуратно, чтобы растение выглядело естественно.

При съёмках растений важное значение имеет фон в непосредственной близости к растению: яркий или очень светлый фон будет отвлекать наше внимание от главного объекта съёмки. Если не удается найти такую точку съёмки, которая позволила бы избавиться от этого эффекта, можно попробовать снимать с большой диафрагмой и таким образом добиться резкого изображения только объекта съёмки (растения).

купить светильник для растений на окно led-glow.ru

Связаться со мной | Карта сайта | Об авторе сайта | ©2008-2017 Starling-1 |        Яндекс.Метрика